Бронирование билетов по телефону 942-80-20 будние дни с 11.00 до 20.00
Санкт-Петербург, Невский пр., 60 Телефон: 315-52-54
История

 

 

Вековая история первого кинотеатра Санкт-Петербурга

В 1913 году из утренних газет петербуржцы узнали, что "27 декабря состоится открытие
"Пикадилли" - против Аничковского дворца, первого в России по удобству, роскоши отделки синематеатра.

Сеансы с 1 часа дня до 11 с половиной часов вечера. 800 мест, цены от 35 копеек до 1 рубля, ложи 3 и 5 рублей."
В качестве сравнения можно привести следующее: в январе 1913 года в Париже открылся новейший кинотеатр
компании Гомон, рассчитанный только на 380 зрителей. Первая афиша нового синематеатра сообщала,
что "Большой театр световых картин "Пикадилли" показывает беспрерывно, монопольно, единственный экземпляр
фильма "Бездна женской души". Снимать верхнее платье необязательно".

Новейшая проекционная аппаратура, удобные места для зрителей, большой экран, часто меняющийся репертуар, состоящий из новинок крепнущей российской кинематографии и зарубежных кинокартин, быстро сделали этот кинотеатр любимым местом посещения столичных зрителей.

Здесь в эпоху "великого немого" работал тапером Дмитрий Шостакович. В те годы фильмы в «Пикадилли» шли не только в сопровождении игры пианиста, но и целого симфонического оркестра, которым многие годы руководил известный в Ленинграде дирижер и композитор Сергей Бершадский. В декабре 1924 года журнал «Кино-Неделя» объявил читателям, что в «В «Пикадилли» состоятся популярные симфонические концерты». В историю нашего города они вошли как «киносубботники соединенных оркестров театров «Севзапкино». Первые пять таких концертов под управлением дирижеров С.А. Самосуда, В.А. Дранишникова и народного артиста А.К. Глазунова имели огромный успех. Позднее здесь пела несравненная Клавдия Шульженко.

Частым зрителем кинотеатра «Пикадилли» был Владимир Набоков, о чем он писал в своем автобиографическом романе «Другие берега» (глава 11).

С конца 1929 года на страницах ленинградских газет появляются письма зрителей с предложением заменить «непонятное рабочему человеку» название «Пикадилли» на другое. И в 1932 году, по прошествии 19 лет со дня своего рождения, в дни празднования 15-й годовщины Октября, кинотеатр получает наименование «Аврора». В том же 1932 году в кинотеатре устанавливается аппаратура для демонстрации звуковых фильмов и кинотеатр одним из первых становится звуковым.

В середине 20-х годов появились первые предложения по реконструкции внутренних помещений кинотеатра за счет сноса примыкающих к «Авроре» сооружений и в 1936 году по проекту архитектора Н.П. Шеломова начались работы по изменению облика «Авроры». И уже через год площадь кинотеатра была увеличена вдвое, выстроено фойе и концертный зал.

Ленинградцы убедились в том, что обновленный кинотеатр не уступает «Пикадилли» ни по красоте, ни по оригинальности, ни по удобству. Особенно поражал концертный зал, напоминавший пантеон античных героев.

С первых дней войны кинотеатр «Аврора» показывает фильм «Семья Оппенгейм» (по роману Леона Фейхтвангера). Точно так же, как и другие фильмы на антифашистскую тему, выпущенные в 1938-1939 годах («Профессор Мамлок», «Болотные солдаты»).
Может показаться поразительным и трудно объяснимым, но даже в то тревожное время ленинградцы ходили в кино и «Аврора» почти всегда заполнялась. Они не перестали ходить туда и с началом вражеской блокады. Сеансы порой приходилось прерывать на время воздушной тревоги или артобстрела. Зрителей переводили в бомбоубежище. Когда же по радио раздавалась команда «Отбой воздушной тревоги», зрители возвращались в зал, и прерванный сеанс продолжался. Даже в страшную блокадную зиму 1941-1942 годов «Аврора» продолжала работать. Лишь в январе 1942 года, когда прекратилась подача электричества, кинотеатр был закрыт, как оказалось ненадолго. С марта 1942 года «Аврора» снова открылась для зрителей полнометражным документальным фильмом «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм шел два месяца без перерыва. Год спустя Американская Киноакадемия присудит «Разгрому…» свой «Оскар», как лучшему полнометражному фильму.

По мере того, как мирная жизнь все больше и больше заявляла о себе, а ужасы блокады отступали в прошлое, изменился и репертуар «Авроры». Современным петербуржцам трудно представить, что означало кино в послевоенные годы. Телевидения не было, никаких иных средств коммуникаций, кроме радио, также не было. Кино, как говорится, «было наше всё». Вот только некоторые названия из репертуара «Авроры» тех лет: «Композитор Глинка» Григория Александрова со Святославом Рихтером в роли Листа, итальянский фильм «Молодой Карузо» с Марио дель Монако, французский фильм «Прелюдия славы» с 11-летним дирижером-вундеркиндом Роберто Бенци, французская лента «Призыв судьбы» открыла нам несравненного Жана Маре, тогда у нас еще не известного. Французская мелодрама «Адрес неизвестен» с блистательным Бернаром Блие в роли парижского таксиста.

Именно в «Авроре» произошла встреча с героями Стендаля. Черно-белый фильм Кристиана-Жака «Пармская обитель» с Жераром Филиппом и Марией Казарес относится к числу наиболее значительных кинематографических впечатлений тех лет.

Одним словом, весь Голливуд 30-х – начала 40-х годов в послевоенное десятилетие прошел в кинотеатре «Аврора».

В перестроечные годы с 1985 по 1990-е годы на экране кинотеатра «Аврора» демонстрируются пророческие фильмы: Эльдара Шенгелая «Голубые горы, или неправдоподобная история», «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, документальная лента Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым», «Проверка на дорогах» Алексея Германа, снятая еще в 1972 году.

В апреле 1987 года проходит фестиваль «Молодое кино Ленинграда», на котором первый игровой фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека» был удостоен приза ленинградских киноклубов. В октябре 1986 года проходит декада французского кино, в ноябре – неделя фильмов Англии, в октябре 1988 года фестиваль фильмов Китая, показ итальянских фильмов. В апреле 1989 года - фестиваль «Молодое кино Венгрии», в мае вновь кино Италии, в сентябре – показ фильмов Дании. В марте 1990 года – ретроспектива Алана Паркера с участием самого режиссера. В апреле 1990 года впервые в Санкт-Петербурге прошла неделя фильмов Израиля, в июне свои фильмы представлял Норман Джуисон. В июле 1991 года – показ фильмов Марко Феррери при участии мэтра, в октябре фильмы Финляндии (показ которых стал ежегодным), в ноябре фильмы ФРГ, в феврале 1992 года ретроспектива фильмов Даниэля Ольбрыхского и встреча с самим актером, в сентябре того же года - фестиваль «Поэтика Анджея Вайды», на открытии которого присутствовал сам патриарх мировой режиссуры, и это не весь перечень прошедших кинособытий в «Авроре» в эти годы. Все это создало заслуженную славу кинотеатру «Аврора», как подлинному центру мировой кинематографии, в котором все ведущие мастера кино считают за честь представить свои работы.

Процесс нарождения нового российского кино проходил в нелегких условиях. В это время государственное учреждение кинотеатр «Аврора» становится единственным в городе островом, который не смогли поглотить волны американской продукции, где демонстрировались фильмы отечественного производства.

Первым и самым крупным кинособытием этих лет стал фильм Никиты Михалкова «Урга. Территория любви», который демонстрировался на экране более полугода. В 1994 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» шел на экране уже более года, а фильм «Сибирский цирюльник» не сходил с экрана кинотеатра более двух с половиной лет.

Проходят премьеры фильмов с участием заслуженных мастеров старшего поколения: Эльдара Рязанова: «Привет, дуралеи», «Старые клячи», «Ключ от спальни», Георгия Данелия «Орел и решка», Самсона Самсонова «Милый друг давно забытых лет», Николая Досталя «Полицейские и воры», Петра Тодоровского «Ретро втроем», Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», Александра Митты «Таежный роман», Андрона Кончаловского «Дом дураков», Владимира Меньшова «Ширли-мырли» и «Зависть богов», Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». Свои фильмы представляли: Сергей Бодров «Кавказский пленник», Денис Евстигнеев «Мама».

Мировая премьера фильма «Восток-Запад» Режиса Варнье состоялась в кинотеатре «Аврора» при участии Катрин Денёв и Олега Меньшикова.

Особая гордость кинотеатра – премьеры петербуржских режиссеров, которые вместе с творческими группами представляли свои фильмы: 1997 год Алексей Балабанов «Брат», в 1998 году «Про уродов и людей», а в 2000-м «Брат 2», в 1999 г. Алексей Герман «Хрусталев, машину», Александр Сокуров «Молох»; Александр Рогожкин «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка», Сергей Овчаров «Сказ про Федота-стрельца», Вячеслав Сорокин «Тоталитарный роман».

В 1998 году в кинотеатре, в год его 85-летия, были проведены большие реставрационные работы по восстановлению его исторического вида. В это же время устанавливается новейшая звуковоспроизводящая аппаратура DolbyDigital – SurroundEX, новый экран Perlux, акустически прозрачный, площадью 100 квадратных метров, мягкие удобные кресла.

В 2010 устанавливается цифровой кинопроектор Christie CP2230 с новой моделью активных 3D очков от Xpand Dx101 – самое утонченная современная технология для просмотра стереоскопического 3D цифрового кино.

Сегодня кинотеатр «Аврора», формируя репертуар, отбирает все самое интересное, что может заинтересовать взыскательных зрителей. Лучшее мировое и отечественное кино находит свое место на экране кинотеатра.

Столетний путь кинотеатра «Аврора» – это сама история отечественного и мирового кино со всеми его взлетами, падениями и крутыми поворотами.

Это – кинотеатр-музей, это – часть Санкт-Петербурга.